Олександр
Садовський

Живет в городе художник

Сын каменотеса А. Садовский — автор тончайших живописных полотен.

Для каждого творческого человека нужна особая атмосфера, благоприятствующая проявлению его дарований. Это аксиома. Художникам, например, провоцировать ощущение свободы творчества помогают галереи. К услугам этого зачастую бескорыстного посредника рано или поздно прибегают многие художники: творческая энергия требует выхода к зрителю. Почти каждая уважающая себя галерея работает с художниками определенного стиля или направления в искусстве. Но есть мастера, с которыми хотят работать все.

В нашем городе к таким мастерам относится Александр Садовский. Судите сами. Сейчас сразу три галереи устроили его выставки. Кто-то скажет, что это просто намеренная экспансия организаторов, но серьезные исследователи творчества этого неординарного человека, безусловно, заметят периодичность его творческих всплесков. Возьмем хотя бы последние годы.

1993 — большая персональная выставка в Сумском художественном музее.

1996 — две выставки с интервалом в один месяц в галерее «АРТ’С» («Лесині джерела» на площадке музея декоративного искусства и «Зв’язок» в офисе UMC).

1999 год оказался беспрецедентным. Сразу три выставки в разных галереях! В библиотеке банковской академии представлена одна картина. Это полиптих, образующий квадрат, выполненный в 1993 году с мифологическим содержанием и названием «48-й сон колгоспніка Івана Лісого». В офисе UMC галерея «АРТ’С» выставила картины-притчи 1995-1998 годов, назвав всю выставку по триптиху «Смугастий кіт». В центре искусств «Собор» показаны картины новые, но продолжающие идейную линию предыдущих лет.

По сути, это одна большая выставка, которая возвращает нас к истокам творчества Александра Садовского. Этот неиссякаемый источник — его родной край Подолье, юг Винницкой области, берега каменистой реки Днестр, край, живущий памятью о легендарном Устиме Кармелюке, край сказаний и народных традиций, трудолюбивых и веселых людей. Наверное, все любят и воспевают свою родину, но делают это по-разному. Садовскому удалось высоко подняться над обыденностью и посмотреть на прошлое глазами нашего современника, познавшего культуру всего мира. Свое родное село Мироновку он увидел глазами поэта и философа, использовав для передачи своих чувств не слова, а краски и необычные композиционные приемы, которые как раз и выделяют художника Садовского среди собратьев по живописи. Его «Миронівська брама», открывающая выставку в «Соборе», словно вводит нас в некое магическое пространство, именуемое миром художника, а другие выставленные работы помогают разобраться в лабиринте мыслей, чувств и духовных исканий мастера. Иногда кажется, что художник видит сам и приглашает посмотреть зрителя бесконечно увлекательное театральное действо, драматургом, режиссером и сценографом которого является он же, а действующими лицами — его односельчане («Толока»), родители («Марія та Василь»), добрые друзья («Старий млин»).

Щедрость. Именно это определение приходит на ум, когда обобщаешь увиденное на выставках. Щедрая палитра красок художника — густых, сочных, экспрессивных; щедрое разнообразие ассоциаций, образов, мотивов, художественных аллюзий. Есть в полотнах художника и в его графических листах сквозные образы, близкие к архетипам украинской мифологии. Это мировое яйцо, из которого произошел весь видимый и невидимый космос. Иногда оно служит оберегом, охраняющим детей от испуга («Прагнення спокою», UMC). Но чаще всего своеобразными апотропеями-защитниками служат вытесанные из камня предметы, которые причудливо вплетаются в систему образов его картин: колодцы, кресты, фигуры, брамы (ворота), ограды.

Садовский, сын каменотеса, хорошо чувствует пластику камня, его фактуру, оттенки цвета. Не менее фактурны и животные, щедро заселившие его работы вместе с людьми. И если его кот может напомнить премудрого кота Мурра, то есть интеллектуально-го-родского жителя, то его быки, лошади, козы будто пришли из древних, архаических времен и очень близки к тотемам. Благоговейное отношение художника к окружающему миру напоминает пантеистические взгляды на природу наших предков, а его общая культура и знание истории помогли проложить мостик понимания между предшествующими и грядущими поколениями.

Конечно, современный «язык» живописи А. Садовского может не сразу быть понятым, но этого не надо бояться. И субъективность автора по степенно будет расшифрована, а его мифы-притчи отзовутся знакомыми с детства народными сказаниями или поэзией Леси Украинки, Александра Олеся, которых он глубоко почитает. Приходите на выставки, всматривайтесь, вдумывайтесь.

Л. Медынская,
газета «ТОП Репортер» № 16 (27), 16 марта 1999 г.